Сибпрофиль

Был предложен ряд методов обработки радиолокационной информации

Уже давно совершенно четко указывалось на присущие прокладке недостатки: относительно большое время, требующееся для получения результата; возможность выполнять прокладку только при достаточной (и довольно большой) дальности обнаружения цели; необходимость второго судоводителя на мостике на время ведения прокладки. Но все это при продолжительном следовании в условиях плохой видимости трудновыполнимо.

Поэтому были предложены не один, а ряд методов обработки радиолокационной информации: графическая прокладка; набор графиков и таблиц, позволявших определять DKp, элементы движения цели и рассчитать маневр, в том числе скоростью, а также смешанный — курсом и скоростью; наконец, метод глазомерной оценки ситуации, поскольку зачастую обстоятельства вести прокладку не позволяют.

Мне представляется, что совершенно естественное требование выбора из всех методов простейшего и наиболее быстрого (конечно, при условии удовлетворительного результата) нами сегодня не выполняется.

Предлагались также различные сочетания графической прокладки и табличных методов решения задачи. Однако со временем выяснилось, что с помощью прокладки можно решать все составляющие задачи обработки радиолокационной информации: определение степени опасности столкновения, оценку ситуации, выбор и обоснование маневра для предотвращения столкновения, расчет этого маневра. Немаловажно, что прокладка на планшете дает представление о взаимном положении нескольких судов (вряд ли их может быть больше трех-четырех) в процессе расхождения, тогда как решение с помощью таблиц лишено наглядности. Появилась возможность придать процедуре обработки радиолокационной информации стройный, единообразный вид для разных ситуаций и разных видов маневров.

Думаю, что эти причины были в числе тех, из-за которых постепенно предпочтение стало отдаваться графической прокладке. Вероятно, сказалось и то, что прокладка позволяет фиксировать результаты и может послужить доказательством действий судоводителя по предотвращению столкновения, учитывая, что в последнее десятилетие мы все больше приучались работать «на прокурора». Результатом этого закономерно явилось то, что в Рекомендациях по использованию судовой РЛС (1970 г.) в качестве метода обработки радиолокационной информации указана уже только графическая прокладка, хотя и приведена диаграмма для определения DKp по величине изменения пеленга. Исчезло упоминание о глазомерной оценке ситуации. Произошло как бы отсеивание, а потом и забвение всех других методов «ручной» обработки радиолокационной информации, кроме графической прокладки.

Категоричностью требования прокладки было создано еще одно противоречие между предъявляемыми к судоводителю требованиями и его реальными возможностями на мостике. Поэтому нынешнее состояние дел в области использования РЛС для предупреждения столкновений судов вызывает беспокойство. Действительно, ведение прокладки сегодня на нашем флоте считается обязательным. Но при этом молчаливо игнорируется тот очевидный факт, что в ряде случаев ведение прокладки может быть как неэффективным, так и затруднительным и просто невозможным. Такие ситуации хорошо известны: большое количество судов, недостаточная дальность обнаружения небольших судов или погодные условия.

Но даже в простейшей ситуации, обнаружив пересекающее наш курс судно в открытом море, вахтенный помощник оказывается перед непростым выбором: продолжить глазомерное наблюдение, рискуя при этом упустить время, необходимое для вызова на мостик капитана или другого судоводителя и ведения прокладки; начинать вести прокладку самому, при этом неизбежно ухудшая качество наблюдения; вызвать на мостик капитана или другого судоводителя, чтобы обеспечить тщательное наблюдение и ведение прокладки. Но ведь еще не ясно, необходима ли она. При относительной скорости 25—30 уз, рассчитывая начать маневр в 5—6 милях от цели и затрачивая для нанесения ситуации на планшет и на графическое решение задачи 9 мин (обычный минимум), начинать вести прокладку нужно в 8—9 милях от опасного судна. Продажа двигателей из Европы без пробега по РФ. Детали - двигатель alfa-romeo . Огромный выбор двс Б/У с тестированием в Воронеже.