Сибпрофиль

Феномен цефализации. Часть восьмая

Словно крохотный центр кристаллизации в перенасыщенном растворе, он преображает, упорядочивает вокруг себя среду, расширяя сферу своего влияния. И чем совершеннее становится окружающая среда (социальная и природная), чем больше она открывает возможностей для свободного развития личности, тем богаче и многообразней проявляется в мире высокая сущность человека.

Можно сказать, все дело не в способностях человека, которые значительно превосходят известные нам пределы, а в той среде, которая не угнетает, но ярко проявляет эти способности. Это пожалуй, относится к любым видам развития: эволюционному, эмбриональному, умственному, социальному. На человеке особенно ярко и бесспорно проявляется влияние среды. Собственно, всеми своими особенностями отличающими его от животных, человек обязан воздействиям внешней (главным образом социальной, общественной) среды. Даже такое важное его отличие, как развитый крупный мозг, выявляется главным образом не в эмбриональном развитии, а позже. До рождения объем мозга у шимпанзе, гориллы и человека примерно одинаков (240, 280 и 320 см3), а в двухлетнем возрасте разница в 3—3,5 раза. Анатомические признаки человека — не самое главное что отличает его от животных. Попав в семью обезьян, человеческий детеныш внешне останется человеком. Но по разуму, характеру, навыкам будет обезьяной. А детеныш обезьяны в любом обществе разовьется до взрослой обезьяны не только внешне, но и «духовно». Неоднократно проводились опыты совместного воспитания дитя шимпанзе и человеческого ребенка. До годовалого возраста шимпанзе обгоняли в своем развитии детей. Но уже к двум годам, когда ребенок начинал хорошо говорить, шимпанзе безнадежно отставали. Человек как бы выходит из-под власти чисто биологических законов.


Человечий детеныш становится человеком лишь при благоприятных условиях (не только энергетических, но и информационных: подражание, научение) социальной (семейной) среды. Появиться вне этой среды человек не может. Возникнет в лучшем случае нечто подобное ему внешне, но совершенно иное по разуму, навыкам, умению, отношению к окружающему и по многим другим важнейшим, определяющим человека функциями способностям. Наследственные качества, развертывающиеся в эмбриогенезе, необходимы, но недостаточны для появления полноценного человека. Анатомически человек формируете по законам наследственности. Возможно, наследуются и некоторые свойства, приобретенные его предками в индивидуальном развитии. Однако в этом вопросе так много путаницы и споров, что касаться его приходится с опаской. Если верна логика наших рассуждений, молекула дезоксирибонуклеиновой кислоты должна нести лишь некоторую часть информации о будущем существе, клеточная плазма — другую часть, а окружающая клетку среда (для плацентарных, «высших» животных) — оставшуюся часть (окружающая среда — это не только организм матери, но и те продукты, которые выделяют клетки растущего организма, продукты взаимодействия плода с матерью). В свое время в газетах публиковались сообщения о серии врожденных уродств у детей, вызванных употреблением матерями некоего успокаивающего снадобья. Уродства были направленными — затрагивали обычно конечности, препятствуя их развитию, и вызваны были нарушениями в окружающей клетку среде. Из четырнадцати выделенных им причин уродств центральной нервной системы эмбрионов человека и новорожденных лишь одна — внутриклеточная («неполноценность половых клеток»). Особенно тяжелы уродства, поражающие плод на ранних стадиях его развития. Появляются безголовые существа или другие не менее ужасные создания, словно порождении жестокой и больной фантазии. гидроаккумуляторы



2da251e324a0c346776b5cc187d54118