Сибпрофиль

Философия фольклора непроста

Народные обряды, обычаи, песни служили как бы мостиками от человека к природному окружению и шире — к космосу. «В руках она держит тонко бело полотно о четырех углах, первый угол вышивала: светел месяц со звездами, второй угол вышивала: красно солнце с маревами, третий угол вышивала: круты горы со лесами...» А конек, знаменитый русский конек, водружаемый в былые времена на навершие избы, разве не уведен он из Гелиосовой запряжки? А календарные праздники и ритуалы — это спрессованное в четкую технологию жизни на Земле (в гармонии с ней) интуитивное знание космоса, влияния на земные биоритмы светил и прежде всего Солнца? Не случайно солнечная символика насыщает и убранство избы, и роспись прялки, множится в вышивке, украшающей народную одежду, и воспроизводится в виде масленичных, купальских и прочих ритуальных костров.

Чувством единства с природой проникнуты и народные песни. Притягательная простота этих песен и танцев далека от примитивности, элементарности, как много стоит за этой простотой!

Одна из самых важных проблем

На «круглом столе» фестиваля известный советский фольклорист И. Земцовский сказал: «Мне кажется, что одна из самых важных проблем — сбережение фольклора — сегодня привлекает все более широкие общественные слои, и это один из отрадных фактов, продемонстрированных фестивалем».

Подтверждение этому я нашел на аллеях Центрального парка культуры и отдыха имени Горького, — где поместился «городок мастеров». Густая толпа постоянно окружала молдавского гончара, эстонскую вязальщицу, армянского мастера резьбы по дереву, ткачиху из Латвии. А к умельцу, ловко плетущему из лыка лапти, даже подсаживались наиболее дотошные зрители — в «ученики». Рядом с этим мастером, пожилым уже человеком, молодая женщина показывала технику плетения узорчатых поясов, другая вязала. Оказалось, все они — участники любительского объединения «Этнограф». Живут в Перми, вокруг которой богатейшие, увы, в прошлом, народными ремеслами места. Известны, например, великолепная уральская роспись по дереву, искусные берестяные изделия, сложные виды ткачества. Немало созданных уральскими мастерами вещей наполняет музеи. Но в последние десятилетия быстро пустеют уральские села. Впрочем, то же происходит и с селами других регионов. И уходит народное ремесло из нашей жизни, ведь разрушается сама среда его существования. Но потребность в нем осталась.

И вот Люди разных возрастов, различных занятий (учителя, рабочие, продавец кондитерских изделий, студенты, школьники) объединились в благородном устремлении не дать исчезнуть богатствам народной культуры. Так возник «Этнограф». Во время отпусков участники его устраивают экспедиции по сельским районам. Разыскивают и собирают старинные ткацкие станы, прялки, кузнечные инструменты, восстанавливают, реставрируют находки. Энтузиасты разыскивают народных мастеров и узнают у них тонкости старинных технологий, работают в библиотеках, чтобы получить глубокое, доскональное знание о том или ином ремесле. Наконец, оживляют традиционные народные умения, жизнь которых — в искусных руках.

Лет пятнадцать-двадцать назад началось движение горожан к музыкальному фольклору. Молодые люди стали собирать песни, музыкальные инструменты, затем организовывать ансамбли. Тогда это было новинка — городские коллективы, исполняющие звучавшие в старой деревне песни: свадебные, игровые, трудовые. Особенно стал популярным ансамбль Дмитрия Покровского, он уже и за границей побывал, и по нашей стране немало поездил с концертами. И вот теперь мы, возможно, свидетели зарождения движения, направленного на сбережение «материального фольклора» — народных ремесел. Этому нельзя не порадоваться. Выбирайте кухню на заказ в Москве с бесплатной доставкой.