Сибпрофиль

Горячее дыхание борьбы народов Африки

В центре нашего внимания будут ленты, свидетельствующие о заметных достижениях молодых кинематографий Африки, а также картины более скромные, но дающие представление о ведущих тенденциях развития африканского кино сегодня. И разговор этот мы начнем не с художественной части программы последнего Ташкентского фестиваля, а с короткометражного фильма ангольского режиссера Франсиско Энрикеса «Мятеж» — именно потому, что он позволяет судить о некоторых особенностях, характерных для прогрессивного кинематографа африканского континента.

Горячее дыхание антиимпериалистической борьбы народов Африки, их твердая решимость добиться подлинного национального освобождения и независимости ощущаются на Ташкентских фестивалях с особой остротой. Картина «Мятеж» дает новые штрихи к «политическому портрету» сегодняшней Африки, в отдельных частях которой происходят события, подтверждающие нежелание сил империализма, расизма и реакции мириться с позитивными переменами на континенте. Короткая документальная лента Франсиско Энрикеса — это рассказ о неудавшейся попытке реакционного государственного переворота в Анголе, предпринятой не без вмешательства международных империалистических кругов.

Рассказ ведется обстоятельно, неторопливо, история мятежа предстает па экране день за днем. Важное место занимает в картине дикторский текст. Ведь для многих ангольских зрителей, наверное, — это чуть ли не первая подробная информация о важных политических событиях, происшедших в стране сравнительно недавно: уровень грамотности в Анголе пока еще остается низким. Вместе с тем практически ни один текстовый тезис не подается отвлеченно — все они подкреплены умело смонтированными кадрами. Несколькими вставками проходит интервью президента страны Агостиньо Нето, который излагает предысторию мятежа, политические мотивы и цели его инициаторов, объясняет расстановку действующих сил...

Композиционное построение картины по принципу прямой последовательности событий не стоит, на мой взгляд, относить за счет неопытности автора. Скорее — это элемент собственно африканского стиля в искусстве, обращение к традиции устного художественного творчества, один из приемов которого — последовательное воссоздание эпизодов, описываемых рассказчиком. При этом рассказчик, в данном случае — диктор, играет одну из главных ролей: он живой нерв сложного организма коллективного восприятия сюжета, посредник между его персонажами и слушателями-зрителями. Но когда на экране появляется глава государства, становится необыкновенно существенной и личность рассказчика, непосредственно включаемая в ткань повествования: его слова — не просто комментарий к событиям или их разъяснение, он — человек, кровно заинтересованный в их исходе, активный участник и организатор борьбы с мятежниками, а потому все, что он говорит, становится особенно весомым и убедительным.

И в этой связи совершенно естественным выглядит один из заключительных эпизодов фильма, когда Агостиньо Нето подробно излагает задачи народа по окончательной ликвидации последствий провалившегося путча. «Мятеж» — картина не только исключительно актуальная, но и насущно необходимая сегодняшней Анголе, картина, способствующая повышению уровня политической сознательности широкой аудитории страны, и успех ее стал возможным еще и потому, что авторы точно выбрали форму подачи материала, ориентируясь на определенные традиции зрительского восприятия, сложившиеся под влиянием национальной культурной традиции. Отличные бонусы от клуба Вулкан Удачи 777 - https://vulcanudachi-777.com/