Сибпрофиль

Из шести шедевров не выбрали лучшего фильма

Третий немой шедевр Америки — «Золотая лихорадка». В нем Чаплин говорит об алчности. Величайший комик современности высмеивает погоню за наживой, и романтику золотоискательства, и пресловутую американскую предприимчивость, и самонадеянный эгоизм. В великолепном фильме комедия переплетается с мелодрамой, борьба маленького, сильного только своей человечностью бродяжки увенчивается победой.

Почему именно «Золотая лихорадка» второй раз называется лучшим фильмом Чаплина, получая предпочтение перед всеми остальными? Вероятно, потому, что она и чувствительна и бесконечно смешна, в ней есть и жизнерадостность, и гнев, и тонкий лиризм, и бесшабашная эксцентриада. Это самая чаплинская комедия из всех комедий Чаплина.

Однако молодые режиссеры не решились предпочесть «Золотую лихорадку» другим фильмам.

Тогда, может быть, отдать пальму первенства Франции?

«Страсти Жанны д'Арк» — фильм об одной из трагических страниц французской истории — создал в 1928 году в Париже датчанин Карл Дрейер. В фильме показан только судебный процесс, в котором церковники, рьяно выполняя волю врагов и поработителей Франции, обвиняют Жанну в сношениях с Саганой и затем сжигают «еретичку» на костре.

Весь фильм решен на крупных планах, на медленных панорамах по лицам судей, на бесконечном вглядывании в лицо актрисы Фальконетти, играющей Жанну. И актриса поражает искренностью, правдой и глубиной.

Но не слишком ли мрачен этот гимн страданию? Не слишком ли ощутим а нем мистический дух, не сводится ли его пафос к утверждению бренности всего человеческого? Являясь великим произведением искусства, фильм «Страсти Жанны д'Арк» выражает идеи, чуждые очень многим людям современности.

Тогда, может быть, отдать пальму первенства Германии?

«Кабинет доктора Калигари» поставлен режиссером Робертом Вине в 1919 году, сразу после разгрома Германии в первой мировой войне. Он впитал в себя дух отчаяния и растерянности, стремление бежать от жизни в мир болезненной фантазии, в мир причудливых призраков. Если в произведениях реалистического киноискусства зрителей привлекают полнота и правда изображения жизни, то «Кабинет доктора Калигари» показал, что киноискусство способно решительно отрываться от действительности, идти наперекор жизненной правде. История сумасшедшего врача, в бреду навязывающего свою волю жуткому выродку-сомнамбуле и заставляющего его свершать кошмарные убийства, была решена Р. Вине в условных экспрессионистических декорациях, изображающих сдвинутый, скошенный, распадающийся мир.

«Кабинет доктора Калигари» стал источником антиреалистических, реакционных течений в западном кино. Недаром прогрессивный американский киновед Зигфрид Кракауэр назвал одну из своих книг «От Калигари до Гитлера»!

Другая немецкая картина — «Последний человек» Фридриха Мурнау (1924) — шла на наших экранах под заголовком «Человек и ливрея». Она представляет реалистическое направление немецкого кино. В ней слышится протест против бесправия человека в капиталистиче-ческом обществе, в ней есть жизненная правда, глубокий психологизм. Замечательный актер Эмиль Янингс раскрыл духовный мир маленького человека, всю жизнь прослужившего швейцаром в шикарной гостинице, нашедшего даже некое величие в прислуживании людям, власть имущим, и вдруг безжалостно выброшенного, оскорбленного, растоптанного. Кинематографический язык Мурнау богат и оригинален, идеи гуманны, но все же «Последний человек» с его буржуазным либерализмом, с его осторожной критикой и ироническим, насильственно навязанным режиссеру счастливым концом — не может претендовать на место лучшего фильма всех времен...

Итак, из шести шедевров, созданных в двадцатых годах во Франции, Германии и Соединенных Штатах, молодые кинорежиссеры не выбрали «самого лучшего фильма». Может быть, потому, что все эти картины — немые? Люблю порубится в слоты на сайте 1x games с толком и пользой провожу время



21b744b5ff9a4a899b3ff016338aa123