Сибпрофиль

Лихтеровозная система: вчера и сегодня

Появившаяся в конце 60-х годов новая транспортная технология — лихтеровозная — в короткий срок завоевала широкое признание в мировом судоходстве. В последующее десятилетие было построено свыше трех десятков крупнотоннажных судов-лихтеровозов, тысячи плавучих грузовых модулей-лихтеров. При этом преобладал американский стандарт лихтера грузоподъемностью 370 т, рассчитанный на крановый способ погрузки-выгрузки.


Зародившись в США, лихтеровозная система перевозок переместилась на Европейский континент, приобретя новые качества. Судовладельцы Европы, учитывая эксплуатационные и технические недостатки, присущие американским лихтеровозам, стали строить суда такого типа меньшего тоннажа, с доковым принципом грузовых операций, приспособленные для перевозки лихтерных модулей большой грузоподъемности, а также контейнеров, колесной техники, тяжеловесного оборудования. Это обеспечивало гибкость системы, меньшую зависимость от конъюнктуры рынка.


Использование крупнотоннажных лихтеров позволяет резко снизить объем капвложений в развитие береговой базы: отпадает необходимость обустройства накопительно-отстойных бассейнов (НОБ) для барж, становится целесообразной установка на них специализированных грузовых средств, позволяющих производить обработку в необорудованных пунктах.


В СССР внедрение новой технологии началось в 1978—1979 гг. с появлением в составе флота Советского Дунайского пароходства лихтеровозов «Юлиус Фучик» и «Тибор Самуэли». Эти суда с момента их приемки были переданы в долгосрочный тайм-чартер Международному хозяйственному судоходному предприятию «Интерлихтер».


В Усть-Дунайске осуществляется погрузка и разгрузка магистральных лихтеровозов международного предприятия «Интерлихтер».


* * *


Лихтеровозная система ЛЭШ Дальневосточного пароходства


В декабре 1983 г. Дальневосточное пароходство приняло первый лихтеровоз отечественной постройки «Алексей Косыгин» дедвейтом 40 880 т, вмещающий 82 лихтера ЛЭШ грузоподъемностью по 376 т каждый. Судно приспособлено для перевозки контейнеров международного стандарта, а также зерна насыпью в безлихтерном варианте.


Лихтеровоз работает по двум схемам: летом — в каботаже (Владивосток/Находка—Камчатка, Чукотка—Владивосток); зимой — на вьетнамском направлении. Ежегодно в период массовых закупок зерна судно используется на его перевозках, как правило, в сочетании с грузом в лихтерах. Например, Владивосток—Чукотка (с грузом в лихтерах) — Ванкувер (в балласте) — Чукотка (с зерном в трюмах) — Владивосток (с зерном в трюмах и порожними лихтерами на палубе); Владивосток — СРВ (с грузом в лихтерах) — Австралия (в балласте) — СРВ (с зерном в трюмах) — Владивосток (с зерном в трюмах и порожними лихтерами на палубе).


Специфика использования лихтеровозной системы на Дальневосточном бассейне — практически односторонние грузопотоки, неустойчивая ледовая обстановка и необходимость переключения судна с одной транспортной схемы на другую — требует большого напряжения от эксплуатационного аппарата для обеспечения эффективной работы. Положение усугублялось наличием избыточного лихтерного парка, накапливаемого для обеспечения работы атомного лихтеровоза «Севморпуть». Как следствие в 1987—1988 гг. лихтеровозу «Алексей Косыгин» не удавалось выйти на положительный финансовый результат. С приходом на бассейн «Севморпути» часть расходов по лихтерному парку была отнесена на атомоход, и «Косыгин» закончил 1989 г. с прибылью. При этом ежегодно, начиная с 1984 г., судно приносит около 4 млн. руб. чистой валютной выручки. Его валютная производительность выше, чем в среднем по флоту пароходства.


* * *


Лихтеровозная система Черноморского пароходства


Черноморское пароходство получило первый лихтеровоз типа «Алексей Косыгин» в 1984 г. В настоящее время оно эксплуатирует три таких судна: «Индира Ганди», «Ле Зуан», и «Че Гевара». Все они работают на вьетнамском направлении, что позволило повысить общую пропускную способность портов СРВ, снизить простои универсальных судов, ранее доходившие до трех месяцев, сократить объем рейдовых перевалок грузов. В настоящее время около 60% прибывающих во Вьетнам лихтеров с советскими грузами обрабатывается в мелководных речных портах, что позволило снизить нагрузку на основные порты СРВ, дало возможность повысить более чем на 30% валовую интенсивность обработки в них советских судов. Уникальная взломостойкая Дверь футура хай тэк с зеркалом ,будет преградой для воров и скрасит прихожую.