Сибпрофиль

Скульптор Барбара Хепуорт

«Тотемом, талисманом, своеобразным вместилищем непреходящих ценностей, чем-то таким, что будет цениться всегда или представляло бы ценность 2000 и даже 20000 лет тому назад». Так ответила Барбара Хепуорт, одна из виднейших скульпторов Англии, на вопрос интервьюера: Ваши произведения — чем бы вам хотелось, чтобы они стали? Дальше она пояснила: «Безразлично, в какое время жить. Главное в том, что сама жизнь — в принципе — так увлекательна. Все отмечено своим особым развитием, своим стилем, своей энергией, которые берутся бог знает откуда. Это заставляет человека почувствовать свою огромную близость к древнейшим цивилизациям».


Расхаживая весной прошлого года по большой выставке ее работ, устроенной в галерее Тэйт в Лондоне, я не раз чувствовал, что она достигла этой цели. Очень часто абстрактное искусство кажется мне просто модной новинкой или в лучшем случае средством самовыражения художника. Произведения, созданные Барбарой Хепуорт, так же, как и работы Генри Мура, — это символы коллективные.


Вся эта группа — Барбара Хепуорт, Генри Мур, художник Бен Никольсон (бывший муж Барбары Хепуорт) и поэт и критик Герберт Рид — начала свою деятельность на севере Англии, в Йоркшире. Я не могу не связывать их произведения, их серьезность и неподвластность времени с этой более суровой областью нашей страны, где природа была в меньшей степени покорена человеком, чем на юге. Даже очертания скульптур порою чем-то напоминают естественные нагромождения камней. С 1939 г. Барбара Хепуорт, которой теперь 65 лет, живет в Сент-Айвсе, в Корнуолле, опять-таки одном из самых диких краев Англии.


Голландский искусствовед А. М. Хаммахер так описывает ее дом в Корнуолле: «Окруженный высоким каменным забором участок с садом, над которым с жалобным криком проносятся чайки, по-прежнему занимает центральное положение. Жилые комнаты и столовая не менялись уже много лет. Но теперь повсюду расположились ее работы. В саду, среди деревьев и кустарника, стоят скульптуры из бронзы, камня, мрамора. Сквозь листву субтропических растений, сквозь пальмы, тростники и розы, струится с высокого неба свет, яркий и очень мягкий, отбрасывая на них легкие движущиеся тени. Свет ютится в скульптурах, как птица в гнезде, и то, что казалось безжизненным пятном, вдруг преображается в волшебную арку, углубление, отверстие, откуда проникает свет».


Наши фотографии воспроизводят линии и формы. Что они бессильны передать — это разнообразие фактуры, изменения облика скульптуры, когда обходишь ее со всех сторон, заключенный внутри нее свет, ощущение пространства (как полагает Барбара Хепуорт, оно, возможно, развилось у нее благодаря тому, что ее отец, инженер-строитель, брал ее с собой в свои поездки для осмотра местности).


Барбара Хепуорт была всегда убеждена, что пространство, пропорции и свет дают людям то, что им необходимо не меньше, чем изображения более конкретного характера. «Скульптура, — писала она однажды, — заставляет людей вести себя определенным образом, они начинают двигаться в определенной манере. Их жесты и реакция на скульптуру необычайно выразительны, и в этом плане, если только архитектор и скульптор умеют это уловить, можно добиться большого развития в работе и архитектора и скульптора в смысле удовлетворения человеческих духовных запросов». Денис и игрушечные роботы из портала. Видео для детей на канале - DenLionTV