Сибпрофиль

Виды деятельности на морском транспорте

Предприятия сами разрабатывают перспективные планы и программы своего социально-экономического и научно-технического развития, осуществляют оперативное управление перевозками, работой флота, портов, заводов.

Исключительно важен вопрос о взаимоотношениях предприятий отрасли. Морские пароходства являются объединениями, включающими, кроме собственного флота, также порты и судоремонтные заводы. Многолетняя практика подтвердила эффективность такой структуры управления. Однако переход предприятий отрасли на полный хозрасчет требует ее критического пересмотра.

Дело в том, что, с одной стороны, все виды деятельности, осуществляемые на морском транспорте, в конечном счете направлены на обеспечение главной обязанности отрасли — перевозки грузов морем. Но, с другой стороны, продукция каждого вида деятельности имеет свою потребительную стоимость и может реализовываться как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Данное обстоятельство в условиях хозрасчета, расширения прав трудовых коллективов усиливает стремление предприятий к самостоятельности и установлению договорных (а не командных) отношений с пароходствами.

В целях дальнейшей демократизации управления, развития инициативы трудящихся, расширения их прав и повышения ответственности за результаты своей деятельности, а также с учетом многообразия форм объединения предприятий необходимо предоставить трудовым коллективам право окончательного решения вопроса о статусе своих предприятий. Например, на протяжении многих лет и даже десятилетий ведутся споры о том, должны ли порты и заводы подчиняться пароходствам или быть совершенно независимыми. Аргументы «за» и «против» примерно равны, и потому до сих пор вопрос однозначно так и не решен. Да иначе и быть не может. Ведь в зависимости от реальных условий возможны разные решения для предприятий, скажем, больших и малых, специализированных и территориально удаленных, высокорентабельных и отстающих и т. д.

Крупный порт может быть самостоятельным, а вот для порта небольшого или узкоспециализированного в условиях хозрасчета и самофинансирования это связано с серьезным риском. Поэтому при решении вопроса о статусе предприятия его руководство и трудовой коллектив должны детально изучить обстановку и собственные возможности и отчетливо представлять не только преимущества самостоятельности, но и повышенную ответственность за конечные результаты работы и свое финансовое положение.

В соответствии с целями и задачами хозяйственной деятельности предприятия морского транспорта могут образовывать различного рода объединения, которые будут в состоянии централизовать либо всю деятельность входящих в них предприятий, либо только отдельные функции (например, снабжение, сбыт, распределение грузопотоков, регулирование подачи тоннажа и т. д.). Осуществлять руководство станут либо аппарат управления головного предприятия, либо специально созданный орган. Предприятия войдут в объединения как в качестве структурных единиц, так и с сохранением самостоятельности.

Организационно - технологические принципы, заложенные в основу таких объединений, также различны. Например, предприятия могут создавать союзы, исходя из общего профиля своей деятельности, — объединения портов, судоремонтных заводов и т. д. В этом случае обеспечивается наиболее рациональное использование производственных мощностей и всех видов ресурсов благодаря оперативному маневрированию ими.

Но организация объединения может преследовать и другие цели, например создание единой системы управления транспортным процессом на определенных направлениях перевозок или в конкретных регионах. В этом случае целесообразно объединение морских предприятий разного профиля (пароходств, портов, заводов) и, возможно, смежников (речных пароходств, отделений железных дорог, автотранспортных предприятий, некоторых грузовладельцев и др.).

Вступление предприятий в объединения и выход из них должны осуществляться исключительно на добровольных началах по решениям трудовых коллективов.

При этом не следует внедрять в отрасли единообразные, так называемые типовые, организационные структуры, в частности какой-то один вид объединения. Здесь необходимо учитывать специфические условия разных бассейнов, сложившуюся специализацию пароходств и портов по номенклатуре грузов и направлениям перевозок, размеры предприятий, их финансовые возможности, уровень экономической и общественной зрелости их руководителей и трудовых коллективов. Самые полные обзоры интернет казино на нашем сайте